Управляем детскими эмоциями
Дети, равно как и взрослые, далеко не всегда пребывают в хорошем настроении. Негативные эмоции – вполне естественное явление, которое может сопровождаться капризами, плачем, хныканьем. Можно и нужно ли их контролировать?
Начнем с эмоций, которые возникают на уровне инстинкта самосохранения. Это беспокойство, гнев и страх. Ребенок только начинает жить, знакомится с окружающим миром, его процессами и явлениями, накапливает опыт и знания. То, что мамы и папы считают пустяковым, малыша может ввести в ступор, расстроить не на шутку. Родители должны знать, что верным способом преодоления страха является его принятие и осознание. И, конечно, будьте рядом с ребенком, объясните ему причины и возможные последствия, успокойте и вселите уверенность.
На примере мягких игрушек медведей можно разыграть сценки с ситуациями, которые могут напугать ваше чадо. В игровой форме вы предупредите ребенка о том, чего делать не стоит и к чему непослушание может привести.
Результатом мыслительного процесса, следствием анализа произошедшего являются такие негативные эмоции, как сожаление, печаль, обида. Если малыш начал испытывать эти чувства, значит, он взрослеет, развивается, начинает думать или, если сказать в общем, приобретает ценный жизненный опыт, сожалеет о произошедшем. Родители должны помочь в максимально результативном знакомстве с этими эмоциями. Если Вы считаете нужным обидеться на ребенка, дав ему понять, что он совершил плохой поступок, но знайте меру. Будьте своему ребенку не только родителем, но и другом, больше общайтесь. Так он поймет куда больше, чем по методу «кнута и пряника». Играйте вместе в его любимым поющим медведем, собирайте из конструкторы, города, зоопарки, дома для кукол.
Когда дети начинают испытывать смущение, стыд, неуверенность, это верный признак того, что наступил тот период, когда человеку становится важным мнение окружающих. Ребенок обращает внимание на то, как на него смотрят другие люди, что говорят, как обращаются. Задача родителей в этот период – вселить уверенность, помочь побороть стеснение и замкнутость, развить коммуникативные навыки, которые помогут легче адаптироваться в детском саду.
Как нельзя реагировать на негативные эмоции ребенка:
Кричать и ругаться. Когда малыш плачет, его надо или оставить в покое на время, или попробовать спокойно поговорить, приласкать и успокоить.
Подкупать игрушками и сладостями. Есть риск избаловать. Плач и капризы станут способом достижения желаемого.
Не обращать внимания на детскую истерику, игнорировать. Так вы можете развить в ребенке комплексы. Взять паузу можно на время – 10-15 минут, но потом взяться за воспитание и урегулировать ситуацию.
Приводить в пример братьев или сестер. Между детьми существует конкуренция по умолчанию. Особенно когда вы ругаете старшего ребенка. Ревность в данном случае естественна. Не давайте поводов для ее развития.
Агрессивно реагировать на негативные эмоции малыша и прибегать к телесным наказаниям. Этот метод даже не рассматривается как метод.