Почему стоит говорить ребенку «нет»
Anjelika
Вы хотели бы достать для своего ребенка звезду с неба? Иногда нужно просто вовремя отреагировать ради того, чтобы в будущем он смог быть счастливым
Когда ребенку от 0 до 1,5 года
Малышу трудно сказать «нет», главным образом потому, что он не выражает своих желаний напрямую. Вам кажется, что чадо в чем-то нуждается, потому что оно кричит так. как будто ужасно страдает, хотя ребенок просто пытается у вас что-то выпросить. И вы ему уступаете. Но для пользы малыша вы должны понемногу показывать, что не всегда будет так, как он хочет. Например, сюит приучать ребенка к режиму. Сначала вы кормили его «по требованию». Теперь понемногу увеличивайте перерывы между кормлениями. Когда ребенок начинает ночью хныкать, подождите минутку, прежде чем дать ему грудь, либо дайте воды. Большинство матерей делают это интуитивно: они просто хотят выспаться. Однако благодаря этому вы также учите ребенка спать ночью, не просыпаясь В жизни малыша появляется определенный ритм, он привыкает к определенным часам для приема пищи Это необходимо для того, чтобы малыш правильно развивался.
? ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ,ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОПАСНЫМ. Очередное «нет», которое усвоит малыш. - ограничение пространства. Когда ребенок начинает вставать, ползать - закройте от него ящики шкафов, запирайте дверь в кухню, не допускайте к лестницам. Когда он тянется к столу за стаканом чая. схватите его за руку и коротко скажите: «Нет. Горячо»» или: «Нельзя». Но помните, что ребенок в этом возрасте не способен воспринимать много запретов сразу. Инстинкт первооткрывателя повелевает ему потрогать асе. что ново и интересно. Поэтому избегайте супермаркетов, где много вещей, которые нельзя трогать. Постоянное «нельзя» трудно выдержать ему, а плач малыша, отрываемого от интересных и манящих предметов- вам.
? ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ НАСИЛИЕ. Маленькие дети часто царапаются и бьют. Такое поведение для малыша естественно он обычно не понимает, что причиняет кому-то боль. Если он так поступает, ему надо сказать: «Нет. Это больно» и удержать руку ребенка. Родители порой беспокоятся. что малыш не перестает драться, несмотря на постоянные запреты Малыш между тем только познает, что значит «нельзя». Действует ли запрет постоянно? Когда он убедится. что это так. начнет соблюдать его. Поэтому важно, чтобы все воспитатели действовали единым фронтом. Бабушка, которая реагирует на «нападения» малыша улыбкой, затрудняет ребенку принятие безусловного принципа «бить нельзя».
Запреты замените "да" - высказываниями
Ребенок от 1,5 года до 3 лет
Двухлетка очень хочет принимать самостоятельные решения. Пытается обозначить свою индивидуальность. Это очень важный период в его развитии, но... трудный для родителей. Неожиданно сам ребенок начинает говорить нам «нет». И не только говорить, но и кричать, рыдать, топать ногами! В такие моменты не дайте себя увлечь бурей эмоций. Если вы сохраните спокойствие. ребенку будет легче справиться с наплывом чувств. Иногда он говорит «нет» только затем, чтобы утвердиться в сознании: он тоже имеет право отказывать!
? ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛАМ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ. ЕСЛИ вы видите, что. к примеру, в песочнице ребенок может нанести повреждения другим детям, предостерегите его от этого, сказав: «Не маши палкой, а то ударишь подружку!» Если не слушается, предупредите: «Если не перестанешь махать, я заберу палку», а если и это не действует, отнимите ее. хотя бы на минутку. Таким же методом начните учить малыша принципу собственности. Можно меняться игрушками, давать их другим детям, однако нельзя отбирать Помните: если хотите. чтобы ребенок уважал чужую собственность, вы должны уважать его. Не отбирайте у него игрушек и не заставляйте ими делиться с другими детьми, если он этого не захочет сам.
? ТРЕНИРУЕТСЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ. Ребенок не хочет надевать колготки, а вы знаете, что на улице мороз и надо одеться потеплее. В такой ситуации говорите: «На улице холодно, надень колготки» - и предложите ему выбор: «Ты выбираешь красные или синие?» Когда говорите «нет», давайте ребенку какую-нибудь альтернативу. Если, например, он выпрашивает шоколадку перед едой, скажите: «Не едим сладостей на завтрак. Хочешь йогурт или яйцо?» Вы знаете, чего хотите, и очерчиваете область выбора для ребенка, а малыш учится принимать решения. Помните только: надо, чтобы это было простое решение: «Это или то». Даже вам было бы трудно выбрать, стоя перед полкой с двадцатью видами йогуртов.
? ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ, ЧТО НЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ ВСЕГО. Когда малыш скандалит и требует купить ему. например, машинку, твердо скажите: «Я не куплю эту игрушку». Предоставьте альтернативу: «Можешь выбрать пластилин или мелки». Если ребенок вас бьет или дергает, говорите: «Нельзя драться» - и удержите его. Обычно разговор возможен только тогда, когда ребенок успокоится. Скажите: «Мне не нравится, когда ты меня дергаешь. Если будешь так делать, не возьму тебя за покупками в субботу». Важно, чтобы «угроза» была реальной и ее можно было исполнить. Если же скажете: «Никогда тебя никуда с собой не буду брать», - это пустые слова. Вам будет сложно выполнить эту угрозу.
Дошкольник от 3 до 5 лет
Трехлетний ребенок редко бросается с криком на пол - он уже чувствует. что это как-то глупо, и в состоянии немного собой управлять. Учим его постепенно справляться с импульсами в общении с другими людьми: «Не толкайся. Мы стоим в очереди». «Подожди, сейчас девочка бросает мячик, потом ты». «Это папин стол, ничего не перекладывай здесь». Установите правила и начните договариваться с ребенком: «Мы идем на детскую площадку при условии, что ты не будешь кидаться песком. Как только начнешь кидаться - уходим домой»».
? ПОЗНАЕТ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ МИРОМ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. Ребенок хочет делать то же. что и мы. но часто ему приходится отказывать: ««Новости по телевизору - для взрослых». «Красятся только взрослые женщины. Когда вырастешь, будешь делать макияж». После этого показываем альтернативу: «Для детей есть «Спокойной ночи, малыши!». Или можем почитать книжку». «Девочки могут носить клипсы, браслеты и резиночки для волос». Важно, чтобы дети знали, что у них есть какие-то возможности. Иногда ради забавы вы можете накрасить маленькой дочке ногти. Но объясните ей четко, что это возможно в исключительных случаях.
? УСВАИВАЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ЖИЗНИ ПРАВИЛА. Научите малыша, когда и как себя вести: «В церкви не бегаем». «У врача не кричим»». Помните при этом, что одного запрета недостаточно. Разговаривайте с ребенком о нормах поведения. Почему надо поступать так. а не иначе, и что происходит, когда мы эти правила не выполняем. Необходимо также продемонстрировать. что можно и как надо себя вести: «Взрослым не говорим «ты» или «она». Обращаемся к ним на «вы». Поднимаем и финансовые вопросы: «Ты не можешь остаться дома, потому что мы с папой уходим на работу. Если бы мы не работали, то у нас не было бы денег на еду. одежду и игрушки». Некоторые родители отказывают себе в чем-то. чтобы покупать ребенку вещи, которые на самом деле им не по карману. Стоит ли это делать? Нет! Ребенок возомнит, что он -привилегированное лицо И будет пребывать в убеждении: он - пуп земли и у него будет все на свете. А когда подрастет и увидит, что мир не оправдывает его ожиданий, то не сможет в будущем справиться с разочарованием.
? НАЧИНАЕТ ВИДЕТЬ, ЧТО У ВАС ТАКЖЕ ЕСТЬ СВОИ ДЕЛА. У ребенка есть свои права, но и у вас есть свои! Скажите: «Не пойдем сегодня на детскую площадку, потому что я встречаюсь с подругой». Детям не нравится, когда вы уделяете внимание кому-то другому. Особенно они не любят телефонных разговоров. Однако дошкольник уже в состоянии подождать несколько минут Скажите ему: «Не мешай мне. пожалуйста, когда я говорю по телефону. Я сейчас закончу разговор». и повторяйте это. пока не добьетесь положительного эффекта. Не чувствуйте себя виноватой в том. что не посвящаете ему каждую секунду. Уверенная в себе и сильная мама учит ребенка уважению к себе и дает ему чувство защищенности.
Школьник 6 лет и старше
У детей в этом возрасте появляются новые обязанности. Они должны делать уроки. читать заданное на дом. Родители требуют от них также поддерживать порядок в комнате, ждут помощи в домашних делах. Мы прививаем им чувство ответственности. Дети начинают понимать, что иногда приходится делать вещи, которые трудны и не слишком интересны, а с приятным времяпрепровождением приходится подождать: «Не пойдешь на улицу, пока не сделаешь уроки». Учим ребенка организовывать свое время: «Если сумеешь сделать домашнее задание до пяти, то успеешь собрать железную дорогу».
? ДОЛЖЕН СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ. Ваш «малыш» становится все более самостоятельным. и вы должны это поощрять. Теперь вы не столько запрещаете, сколько предостерегаете от вещей, делать которые небезопасно. Например. рано или поздно ребенок начинает ходить в школу и возвращаться домой один. Вы должны позаботиться о том. чтобы это было безопасно. Надо учить ребенка: «Дверь чужим не открываем». «Нельзя идти с незнакомым человеком>» Вы определяете, какой дорогой он идет домой из школы. Важно также, чтобы ребенок умел отвечать «нет» на предложения незнакомых людей. Ему легче научиться отказывать. если вы позволяли ему это делать в двухлетнем возрасте.
? ВЫБИРАЕТ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ. Мы хотим, чтобы наши дети росли добрыми и порядочными. держались подальше от наркотиков и алкоголя. Однако в этом возрасте простые запреты уже не действуют. Можно, конечно, ребенка запугать, однако речь идет не об этом. Надо, чтобы он сделал выбор сам. О том. чего ребенок не должен делать, можно лишь говорить. Но прежде всего - подавать ему личный пример. Мама, которая сплетничает за спиной соседки, или папа, который изменяет, демонстрируют ребенку, что можно вести себя непорядочно, лишь бы никто ничего не видел. Очень важны также хорошие отношения внутри семьи. Чтобы ребенок чувствовал, что мы уважаем его и его личное пространство. Чтобы ребенок любил себя. знал, что у него все получится и мог себя уважать. Тогда ему будет легче сделать осознанный выбор и не согнуться под давлением сверстников.
Когда ребенку от 0 до 1,5 года
Малышу трудно сказать «нет», главным образом потому, что он не выражает своих желаний напрямую. Вам кажется, что чадо в чем-то нуждается, потому что оно кричит так. как будто ужасно страдает, хотя ребенок просто пытается у вас что-то выпросить. И вы ему уступаете. Но для пользы малыша вы должны понемногу показывать, что не всегда будет так, как он хочет. Например, сюит приучать ребенка к режиму. Сначала вы кормили его «по требованию». Теперь понемногу увеличивайте перерывы между кормлениями. Когда ребенок начинает ночью хныкать, подождите минутку, прежде чем дать ему грудь, либо дайте воды. Большинство матерей делают это интуитивно: они просто хотят выспаться. Однако благодаря этому вы также учите ребенка спать ночью, не просыпаясь В жизни малыша появляется определенный ритм, он привыкает к определенным часам для приема пищи Это необходимо для того, чтобы малыш правильно развивался.
? ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ,ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОПАСНЫМ. Очередное «нет», которое усвоит малыш. - ограничение пространства. Когда ребенок начинает вставать, ползать - закройте от него ящики шкафов, запирайте дверь в кухню, не допускайте к лестницам. Когда он тянется к столу за стаканом чая. схватите его за руку и коротко скажите: «Нет. Горячо»» или: «Нельзя». Но помните, что ребенок в этом возрасте не способен воспринимать много запретов сразу. Инстинкт первооткрывателя повелевает ему потрогать асе. что ново и интересно. Поэтому избегайте супермаркетов, где много вещей, которые нельзя трогать. Постоянное «нельзя» трудно выдержать ему, а плач малыша, отрываемого от интересных и манящих предметов- вам.
? ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ НАСИЛИЕ. Маленькие дети часто царапаются и бьют. Такое поведение для малыша естественно он обычно не понимает, что причиняет кому-то боль. Если он так поступает, ему надо сказать: «Нет. Это больно» и удержать руку ребенка. Родители порой беспокоятся. что малыш не перестает драться, несмотря на постоянные запреты Малыш между тем только познает, что значит «нельзя». Действует ли запрет постоянно? Когда он убедится. что это так. начнет соблюдать его. Поэтому важно, чтобы все воспитатели действовали единым фронтом. Бабушка, которая реагирует на «нападения» малыша улыбкой, затрудняет ребенку принятие безусловного принципа «бить нельзя».
Запреты замените "да" - высказываниями
? Родители, которые никогда ни в чем не отказывают детям и стараются избавить свое чадо от всяких трудностей, не дают им развивать в себе силу воли и закалять дух. Когда малыш познает трудности, он учится справляться с ними. Поэтому стоит иногда подвергать его испытаниям. Конечно, важно во всем соблюдать меру и действовать в соответствии с возрастом ребенка.
? Чем старше ребенок, тем труднее ему что-то запретить. Многие подростки на слово «нет» реагируют бунтом. Им гораздо легче смириться с положительным высказыванием. Это значит, что вместо того, чтобы говорить: «Не пойдешь гулять, пока не сделаешь уроки», можете предложить такой принцип: «Сначала уроки, а потом на улицу» или «Как только сделаешь уроки, можешь идти гулять». Вместо запрета («Нельзя возвращаться домой после девяти вечера!») подойдет положительное высказывание: «Я бы хотела, чтоб ты вернулась домой до 21.00». Детям необходимо пространство диалога, а не запреты.
? Чем старше ребенок, тем труднее ему что-то запретить. Многие подростки на слово «нет» реагируют бунтом. Им гораздо легче смириться с положительным высказыванием. Это значит, что вместо того, чтобы говорить: «Не пойдешь гулять, пока не сделаешь уроки», можете предложить такой принцип: «Сначала уроки, а потом на улицу» или «Как только сделаешь уроки, можешь идти гулять». Вместо запрета («Нельзя возвращаться домой после девяти вечера!») подойдет положительное высказывание: «Я бы хотела, чтоб ты вернулась домой до 21.00». Детям необходимо пространство диалога, а не запреты.
Ребенок от 1,5 года до 3 лет
Двухлетка очень хочет принимать самостоятельные решения. Пытается обозначить свою индивидуальность. Это очень важный период в его развитии, но... трудный для родителей. Неожиданно сам ребенок начинает говорить нам «нет». И не только говорить, но и кричать, рыдать, топать ногами! В такие моменты не дайте себя увлечь бурей эмоций. Если вы сохраните спокойствие. ребенку будет легче справиться с наплывом чувств. Иногда он говорит «нет» только затем, чтобы утвердиться в сознании: он тоже имеет право отказывать!
? ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛАМ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ. ЕСЛИ вы видите, что. к примеру, в песочнице ребенок может нанести повреждения другим детям, предостерегите его от этого, сказав: «Не маши палкой, а то ударишь подружку!» Если не слушается, предупредите: «Если не перестанешь махать, я заберу палку», а если и это не действует, отнимите ее. хотя бы на минутку. Таким же методом начните учить малыша принципу собственности. Можно меняться игрушками, давать их другим детям, однако нельзя отбирать Помните: если хотите. чтобы ребенок уважал чужую собственность, вы должны уважать его. Не отбирайте у него игрушек и не заставляйте ими делиться с другими детьми, если он этого не захочет сам.
Иногда ваши дети дерутся. Не спорьте, не вникайте, кто первый начал. Отнеситесь к ним одинаково
? ТРЕНИРУЕТСЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ. Ребенок не хочет надевать колготки, а вы знаете, что на улице мороз и надо одеться потеплее. В такой ситуации говорите: «На улице холодно, надень колготки» - и предложите ему выбор: «Ты выбираешь красные или синие?» Когда говорите «нет», давайте ребенку какую-нибудь альтернативу. Если, например, он выпрашивает шоколадку перед едой, скажите: «Не едим сладостей на завтрак. Хочешь йогурт или яйцо?» Вы знаете, чего хотите, и очерчиваете область выбора для ребенка, а малыш учится принимать решения. Помните только: надо, чтобы это было простое решение: «Это или то». Даже вам было бы трудно выбрать, стоя перед полкой с двадцатью видами йогуртов.
? ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ, ЧТО НЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ ВСЕГО. Когда малыш скандалит и требует купить ему. например, машинку, твердо скажите: «Я не куплю эту игрушку». Предоставьте альтернативу: «Можешь выбрать пластилин или мелки». Если ребенок вас бьет или дергает, говорите: «Нельзя драться» - и удержите его. Обычно разговор возможен только тогда, когда ребенок успокоится. Скажите: «Мне не нравится, когда ты меня дергаешь. Если будешь так делать, не возьму тебя за покупками в субботу». Важно, чтобы «угроза» была реальной и ее можно было исполнить. Если же скажете: «Никогда тебя никуда с собой не буду брать», - это пустые слова. Вам будет сложно выполнить эту угрозу.
Дошкольник от 3 до 5 лет
Трехлетний ребенок редко бросается с криком на пол - он уже чувствует. что это как-то глупо, и в состоянии немного собой управлять. Учим его постепенно справляться с импульсами в общении с другими людьми: «Не толкайся. Мы стоим в очереди». «Подожди, сейчас девочка бросает мячик, потом ты». «Это папин стол, ничего не перекладывай здесь». Установите правила и начните договариваться с ребенком: «Мы идем на детскую площадку при условии, что ты не будешь кидаться песком. Как только начнешь кидаться - уходим домой»».
? ПОЗНАЕТ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ МИРОМ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. Ребенок хочет делать то же. что и мы. но часто ему приходится отказывать: ««Новости по телевизору - для взрослых». «Красятся только взрослые женщины. Когда вырастешь, будешь делать макияж». После этого показываем альтернативу: «Для детей есть «Спокойной ночи, малыши!». Или можем почитать книжку». «Девочки могут носить клипсы, браслеты и резиночки для волос». Важно, чтобы дети знали, что у них есть какие-то возможности. Иногда ради забавы вы можете накрасить маленькой дочке ногти. Но объясните ей четко, что это возможно в исключительных случаях.
? УСВАИВАЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ЖИЗНИ ПРАВИЛА. Научите малыша, когда и как себя вести: «В церкви не бегаем». «У врача не кричим»». Помните при этом, что одного запрета недостаточно. Разговаривайте с ребенком о нормах поведения. Почему надо поступать так. а не иначе, и что происходит, когда мы эти правила не выполняем. Необходимо также продемонстрировать. что можно и как надо себя вести: «Взрослым не говорим «ты» или «она». Обращаемся к ним на «вы». Поднимаем и финансовые вопросы: «Ты не можешь остаться дома, потому что мы с папой уходим на работу. Если бы мы не работали, то у нас не было бы денег на еду. одежду и игрушки». Некоторые родители отказывают себе в чем-то. чтобы покупать ребенку вещи, которые на самом деле им не по карману. Стоит ли это делать? Нет! Ребенок возомнит, что он -привилегированное лицо И будет пребывать в убеждении: он - пуп земли и у него будет все на свете. А когда подрастет и увидит, что мир не оправдывает его ожиданий, то не сможет в будущем справиться с разочарованием.
? НАЧИНАЕТ ВИДЕТЬ, ЧТО У ВАС ТАКЖЕ ЕСТЬ СВОИ ДЕЛА. У ребенка есть свои права, но и у вас есть свои! Скажите: «Не пойдем сегодня на детскую площадку, потому что я встречаюсь с подругой». Детям не нравится, когда вы уделяете внимание кому-то другому. Особенно они не любят телефонных разговоров. Однако дошкольник уже в состоянии подождать несколько минут Скажите ему: «Не мешай мне. пожалуйста, когда я говорю по телефону. Я сейчас закончу разговор». и повторяйте это. пока не добьетесь положительного эффекта. Не чувствуйте себя виноватой в том. что не посвящаете ему каждую секунду. Уверенная в себе и сильная мама учит ребенка уважению к себе и дает ему чувство защищенности.
Школьник 6 лет и старше
У детей в этом возрасте появляются новые обязанности. Они должны делать уроки. читать заданное на дом. Родители требуют от них также поддерживать порядок в комнате, ждут помощи в домашних делах. Мы прививаем им чувство ответственности. Дети начинают понимать, что иногда приходится делать вещи, которые трудны и не слишком интересны, а с приятным времяпрепровождением приходится подождать: «Не пойдешь на улицу, пока не сделаешь уроки». Учим ребенка организовывать свое время: «Если сумеешь сделать домашнее задание до пяти, то успеешь собрать железную дорогу».
? ДОЛЖЕН СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ. Ваш «малыш» становится все более самостоятельным. и вы должны это поощрять. Теперь вы не столько запрещаете, сколько предостерегаете от вещей, делать которые небезопасно. Например. рано или поздно ребенок начинает ходить в школу и возвращаться домой один. Вы должны позаботиться о том. чтобы это было безопасно. Надо учить ребенка: «Дверь чужим не открываем». «Нельзя идти с незнакомым человеком>» Вы определяете, какой дорогой он идет домой из школы. Важно также, чтобы ребенок умел отвечать «нет» на предложения незнакомых людей. Ему легче научиться отказывать. если вы позволяли ему это делать в двухлетнем возрасте.
? ВЫБИРАЕТ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ. Мы хотим, чтобы наши дети росли добрыми и порядочными. держались подальше от наркотиков и алкоголя. Однако в этом возрасте простые запреты уже не действуют. Можно, конечно, ребенка запугать, однако речь идет не об этом. Надо, чтобы он сделал выбор сам. О том. чего ребенок не должен делать, можно лишь говорить. Но прежде всего - подавать ему личный пример. Мама, которая сплетничает за спиной соседки, или папа, который изменяет, демонстрируют ребенку, что можно вести себя непорядочно, лишь бы никто ничего не видел. Очень важны также хорошие отношения внутри семьи. Чтобы ребенок чувствовал, что мы уважаем его и его личное пространство. Чтобы ребенок любил себя. знал, что у него все получится и мог себя уважать. Тогда ему будет легче сделать осознанный выбор и не согнуться под давлением сверстников.
Похожие новости: