WomenDraiv.ru
Дети
1296
2
Нравится1

Воспитание ребёнка... в песочнице

Elena

Обычные игры в песке могут служить инструментом диагностики состояния ребенка, учат его осознавать и выражать свои чувства и уменьшают уровень тревожности

Городского ребенка в нашей культуре приучают к тому, что упавшее на землю является грязным,несъедобным, даже неприкасаемым, источником всякой заразы. Вспомним, как мы называем все,что упало и стало недоступным для ребенка? Но в то же время для ребенка земля и все, что с ней связано, имеет совсем другое значение.
Это постоянный источник интересных находок и загадок, которые так захватывающе разгадывать, а также противоречивых эмоций. С одной стороны, все, что упало, - запретно.
С другой стороны, все, что съедобно, тоже растет на земле - ягоды,грибы, морковь и т.д.
Находя что-то на земле, ребенок, как и древний человек, занимается собирательством, чтобы потом эту непонятную «штучку» включить в свою игру, дать ей имя, чтобы данная вещь стала частью дороги, дома. И все это для того, чтобы сделать понятным для себя и знакомым. Так,простая стекляшка,камешек, веточка или пуговка становятся героями его мира. И для ребенка это часть осмысления и познания,такая же, как для нас, взрослых,книга или интернет.

Подобное познается подобным. Между двумя и пятью годами ребенок проживает стадию формирования личности, постепенно у него появляется необходимость в отделении от матери и способность к самостоятельным действиям. Если его развитие идет без помех, то к концу этого периода у малыша должно сформироваться внутреннее убеждение, что «Я есть» и «Я могу». Вместе с этим важным приобретением у него формируется и ощущение глубинного одиночества, которое есть у каждого взрослого человека. Чтобы как-то справиться с этим ощущением, ребенок ищет в окружающей среде «одинокие» предметы для того, чтобы сделать их частью и научиться самому справляться со своим неотъемлемым чувством одиночества.
 Вот почему на прогулке дети чаще чем взрослые присматриваются к предметам на земле и собирают в карманы понравившиеся им «штучки». (Кстати, тут говорящим оказывается даже само слово «штучка». Оно от немецкого слова «Stuck» «кусок». То есть «штучка» - это отделившийся от целого кусочек чего-то, который начал вести самостоятельное существование как отдельный объект). Кроме того, земля (и ее составляющая - песок) - один из самых естественных элементов, с помощью которого ребенок может «говорить», создавая и называя свои горы и города.

Найти компромисс
Как же помочь ребенку познавать мир, проходить естественный и такой важный путь развития и самим при этом не бегать с микроскопом для обнаружения и стерилизатором для уничтожения вредоносных бактерий? А как объяснить малышу, что в дождливую погоду дорога в любимую песочницу и вовсе для него закрыта?
Есть оригинальный способ решения этой дилеммы для взрослого, а для ребенка это еще и способ развития, обучения и снятия эмоционального напряжения. Постройте всей семьей песочницу. В терапии успешно используется водонепроницаемый деревянный ящик, размером 50*70*80см.

Такой размер соответствует оптимальному полю зрения восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Внутреннюю поверхность песочницы окрашивают голубым цветом. Затем ее засыпают чистым, просеянным песком. Предметами для игры может быть все, что встречается в окружающем мире (человеческие персонажи, животные,растения, машины,постройки, сказочные герои и многое-многое другое). Поставьте вымытые «находки» («штучки») малыша в песочницу и играйте вместе. Если чего-то не хватает,то можно вылепить из пластилина.
В мире постоянной занятости и иллюзии пребывания' вместе, где каждый занимается своим делами (папа приходит поздно, ребенок с малых лет поглощен компьютером, мама - сериалами и домашними хлопотами), совместная игра в песочнице может стать отличным способом сближения всей семьи. Созданные картинки и истории на песке помогут родителям лучше познать свое чадо. И не так важно понимать, что означает выбор той или иной фигурки, интуитивно эмоциональное ощущение, которое возникает у созерцающих, является более значимым.

Во что играет малыш
Трудность высказать, рассказать и передать свои переживания, страхи и чувства есть у каждого взрослого человека, а вот ребенку это сделать еще труднее. Дети не способны к самоанализу, да и словарный запас еще слишком скуден. В играх с песком все становиться возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения, бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых.
Кроме того, именно в игре дети учатся всему тому, что умеют, знают и понимают взрослые, - варить «кашку-малашку», строить песочные замки и гаражи для своих машинок, лечить кукол и т.д.
Песочница поможет в минуты домашнего напряжения и сомнения. Песок имеет свойство «заземлять» негативную психическую энергию. Можно просто погрузить руки в него или создать песочную картину. А многоразовое разрушение и воссоздание такой композиции ведет к созданию ощущения безопасности, доверия и снижению тревожности.

Понаблюдайте за тем, что происходит в песочнице. Если в ней идут бои, если песочная страна постоянно подвергается разрушением, то, возможно, у маленького автора не все спокойно на душе. Попробуйте совместными усилиями что-то изменить на песке, сделать что-то новое и конструктивное, найти решение в сложных песочных взаимодействиях. И не забудьте главное - то ощущение, которое вызывает картина у созерцателя в целом.
Ситуации или сказки, в которые будет играть ребенок, могут создаваться вами, родителями, исходя из реальных потребностей и сложностей.
 Например,каждый день утром, при сборах в садик, и вечером,когда вы забираете его из круга друзей, ребенок плачет. Поиграйте с ним в это. Придумайте героя, который ходит в садик, и эпизод, где он не хочет идти в детсад. Тогда очевидной станет не только причина слез ребенка, но и пути решения проблемы. Тот же герой может изучать навыки самообслуживания, он научится чувствовать других детей и родителей, проигрывая разные роли. А если чадо не может разрешить ситуацию, предложите ему: «Мы же в сказочной стране. Здесь возможно все. Давай найдем волшебника, который нам обязательно поможет». Подключайте свою фантазию и ищите решения вместе.

Почувствуй песок
Начните игры в песке с отпечатков ладошек. На ровной поверхности песка сделайте вместе с ребенком по очереди отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке,слегка вдавив ее, прислушиваясь к своим ощущениям. Взрослый делится своими ощущениями: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (тепло). Песок шероховатый (гладкий). А что чувствуешь ты?»
Ребенок получил пример выражения чувств и уже готов пробовать сам. Анализ ощущений вначале может быть не столь удачным, помогайте найти ощущение и описать их.
- Переверните руки ладонями вверх и снова попробуйте проследить свой ощущения.
- Поскользите ладошками по поверхности песка,выполняя зигзагообразные и круговые движения,создайте отпечатки ладоней, кулачков, ребер ладошек, создайте узоры на песке, сравните их с объектами окружающего мира (ромашка, облако, дерево,ежик), пройдитесь отдельно по поверхности каждым пальчиком, а потом двумя, тремя и т.д.
- Взрослый может закопать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.
Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых,наряду с развитием тактильных ощущений и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, внимания и памяти. Но главное - учиться понимать других. Так закладываются навыки для общения, сопереживания, понимания окружающих.
Более естественно, что дети играют в песке, но для взрослых выразить свои чувства в песке может быть не менее полезным. Попробуйте, свои картины из песка можете делать и вы!
Но помните, если ребенку нужна психологическая и эмоциональная помощь или коррекция, обязательно обратитесь к специалисту, который владеет методом песочной терапии.
Желаю вам и вашей семье здоровья и гармонии.

Комментарии к новости
  1. Снежинка
    +2
    Песочница всегда была местом воспитания и познания всего интересного,да же в наше детство мы во время прогулок бежали в эту песочницу,как вспомнишь как всё было беззаботно аж грустно становится
  2. +1
    есочница- это отличное место для игры ребенка, особенно построение всяких фигурок. К сожалению в городе зачастую собачки туда забегают. Лучше всего играть на море. Там и чище и получается интереснее. А еще очень важно играть вместе. Это сближает, помогает общению со своим чадом. Детство без песка- это потерянные важные моменты жизни !
Комментировать
Ваш комментарий:
Вопрос:* Столица России