Народные приметы о новоселье
Свой дом — островок тепла и покоя в этом огромном, часто враждебном, мире всегда значил для человека очень много. С давних времен с помощью обрядов и ритуалов человек пытался "возвести" за своим жилищем еще одну, невидимую, стену, как бы провести "черту безопасности", чтобы защитить "зону спокойствия". В данной статье мы собрали народные приметы посвященные теме новоселья.
Сор из избы - долой!
Прежде чем поселиться в хате, хозяйка выметала сор из старой избы и выбрасывала его, а угли из старой печи клала в горшок и высыпала их в новую печь. В некоторых селах в новую хату в горшке приносили и кашу. Не забывали и о маке-видюке, освященной вербе, свечках, свяченой воде.
Чтобы отвести зло...
На Слобожанщине в ночь перед новосельем впускали в хату наседку с цыплятами, на Подолье в первую ночь — черных петуха и курицу, а на вторую — черных кота и кошку.
Но везде, перед тем как войти в хату, обязательно пускали впереди себя кота, собаку, курицу или петуха (с давних времен люди верили в то, что животное, первым вошедшее в дом, отводит от хозяев зло, "концентрируя" его на себе). Таким образом, животное как бы приносилось в жертву духам дерева или камня, из которого был построен дом.
В некоторых местностях в новый дом входили ночью, чтобы избежать сглаза. А бывало и так, что вся семья залезала в хату через окно. Это нетрадиционное действие, скорее всего, должно было обескуражить "нечистую" силу (да и окно играло роль своеобразного рубежа-оберега).
Новоселье праздновали чаще всего в новолуние (и конечно же, не в пост и не в "плохие" дни). В этот день хату вновь освящали, накрывали стол, вносили иконы. В бадейке заквашивали тесто, если оно хорошо всходило, то это означало, что и жизнь в хате будет благополучной.
...И все шло на добро
Гости на новоселье приносили хлеб-соль, рушныки, полотно, подушки, посуду, кухонную утварь; желали счастья, долгой жизни, достатка.
Важным был обряд угощения, в частности за конкретно выполненную работу.
Этот обряд уходит корнями в далекое прошлое, когда люди, пытаясь задобрить могущественные непознанные силы, устраивали жертвенные трапезы. Отголоски "задабривания" тех таинственных сил, чтобы в хате все шло на добро, мы наблюдаем и теперь.
Всем миром
Начиная с "нулевого цикла" строительства и заканчивая новосельем, каждый этап строительства заканчивался общим обедом.
Угощали всех, кто принимал участие в толоке. Эта форма коллективной взаимопомощи сохранилась и доныне. Толока назначалась и в воскресные, и в праздничные дни (но только на 2-й день праздника).
Точка опоры
Издавна в Украине односельчане считали своим долгом помочь вдовам, сиротам, а также тем, кого коснулось какое-либо несчастье или стихийное бедствие. Каждый понимал, что и сам может оказаться в безвыходном положении. Эта "обоюдная этика" диктовала дружную и качественную работу и, конечно же, щедрое угощение за нее. Подавали борщ постный с рыбой или скоромный с курицей, лапшу, пироги, вареники со сметаной, поросенка, рыбу, яичницу с салом, вареные груши. А хозяин от души наполнял чарки.
Гости, пришедшие на новоселье, как бы закрепляли факт владения хозяевами новой хатой. И само новоселье, как заключительная обрядовая трапеза, объединяло людей, помогало осознать себя, своих сородичей и односельчан единым целым в том мире, где важной точкой опоры было и остается доныне жилище каждого человека.
Добрые приметы
Первое время, особенно первые три дня после новоселья, семья присматривалась и прислушивалась ко всему, что происходило в доме. Гадали о будущем: клали на пороге два сапога — с рожью и кирпичом. Если хозяин выберет первый, будет долго жить в этой хате, если второй — будет ему нелегко.
Если же паук в новом горшке, поставленном посреди хаты, соткет паутину, да еще и вверх, — все будет хорошо.
Кстати, и снам в новой избе придавалось также особое значение. Сохранились толкования этих снов в описаниях сельского быта в XIX ст. Например, чистая вода, рожь, ячмень, яблоки, запряженные в плуг быки, поросная свинья, золотые и серебряные деньги — к здоровью, радости, достатку.
Как свежевыбеленное полотно
Белили хату три раза в году — на Пасху, Троицу и Покрову. Перед пасхальными праздниками все в хате чистили и мыли, а саму хату буквально обновляли — как обновлялась весной вся природа. На Троицу и на Купала хату еще и украшали травами, цветами. Веночки и букетики из них, освященные в церкви, использовались и для лечения, и для различных магических действий. На Покрову подготовленная к зиме хата сияла белизной, и это нельзя было не заметить.
Белая изба привечала гостей и прохожих, а самих хозяев согревала (и в переносном смысле тоже), сохраняя внутреннюю гармонию бытия.
И тогда, и сейчас не важно, где находится наше жилье, и каково оно: дом ли это в деревне, дача или квартира в многоэтажке. Да и квадратные метры, вернее их количество, совсем ни при чем. Важно другое: ДОМ означает для нас все то же, что и столетия назад, — нашу ЖИЗНЬ.