Так кому нужно меняться?
Так кому нужно меняться?
Это основной вопрос, который вы должны задать себе. Кого мы меняем? Дневник Сэм ясно демонстрирует, что Кейти необходимо прекратить такое поведение, так как оно агрессивно и заставляет всех, включая ее саму, чувствовать себя несчастными. Если такое поведение будет продолжаться, когда она пойдет в школу, это может отразиться на ее отношениях с другими детьми и, возможно, приведет к проблемам с обучением и социализацией. Однако поведение Сэм показывает, что ее собственные действия во многом схожи с действиями ее трехлетней дочери. Возникает вопрос: «Кто здесь взрослый?»
Если вы сразу подумали: «Так это все моя вина», необходимо рассмотреть это в перспективе. Во-первых, никто из нас не идеален, и это хорошо, иначе наши дети вырастали бы со странным представлением о мире. Они должны наблюдать, как мы совершаем ошибки, для того, чтобы приобрести необходимые жизненные навыки. Во-вторых, если мы начинаем понимать, что сами являемся причиной проблемы в большей степени, чем наши дети, это упрощает жизнь, так как все, что нам необходимо сделать - изменить собственное поведение, и при удачном стечении обстоятельств это приведет к изменению поведения наших детей. В-третьих, чем быстрее мы перестанем смотреть на наших детей, как на Проблему, тем быстрее они перестанут быть таковой.
Если вам сложно признать, что вы можете быть причиной проблемы, и вы еще не получили доказательств в своем дневнике, то вспомните, что дети учатся у нас, и мы формируем их поведение. Если ребенку дают награду каждый раз, когда у него истерика, он быстро поймет, что истерика является лучшим способом получить награду. От реакции на ту или иную манеру поведения ребенка во многом зависит будет ли она повторяться или нет.
Ди Георгиу не выносил, когда его дочь, Никола, впадала в истерику. Он хотел, чтобы шум прекратился, поэтому он пытался обнимать ее, укачивать или даже предлагал ей подарки. Спрашивая Николу: «Хочешь, я куплю тебе что-нибудь?», он давал тем самым девочке понять, что ее истерики будут поощряться. Он был любящим отцом и у него были благие намерения, но он, сам того не желая, поощрял истерики.
Но теперь вы можете спросить, каким образом отрицательная реакция на поведение все-таки может привести к тому, что такое поведение будет повторяться снова и снова. Если Брайан кричал па Мэтыо, почему его ребенок продолжал делать то, что его просили не делать? Здесь вам следует учитывать свое поведение в других ситуациях. Как вы ведете себя, когда ваш ребенок не создает проблем? Ваш ребенок реагирует на любое проявление внимания, которое он получает в большом количестве, то есть, если вы кричите и ворчите, то он будет чаще вести себя так, чтобы вызвать ваш крик и ворчание. В процессе ведения вашего дневника следует отметить, как часто вы хвалите своего ребенка - Брайан понял, что делал это не так часто, как мог бы.
Что вы делаете?
Учитывая нашу занятость, мы, вероятно, проводим больше времени, отчитывая наших детей, чем хваля их. Это вызвано не тем, что мы хотим быть злыми по отношению к детям. Однако, когда они ведут себя тихо и спокойно, мы, скорее всего, оставляем их одних, чтобы заняться необходимыми делами. Л когда начитаются проблемы, мы вбегаем и начинаем кричать. От нашей реакции на поведение детей зависит, будет ли оно повторяться.
Рассмотрим две приведенные ниже ситуации:
1. Джо Бартон находится внизу и занимается домашними делами, в то время как трехлетний Элиот и пятилетний Люк играют в своей спальне.
2. Элиот бросает кубик в голову брата, и вскоре начинается крупная ссора. Через насколько секунд Джо уже наверху, в спальне, вмешивается, вытирает слезы и утешает детей.
Дети любят внимание, а родители являются для них основным его источником. Так какая же ситуация будет происходить с большей вероятностью? Конечно, ситуация номер два.
Вы можете возразить, что было много ситуаций, когда вы пытались больше хвалить и обнимать детей, однако дети продолжали создавать проблемы. К сожалению, изменить манеру поведения детей не так просто. Если через некоторое время окажется, что вы уделяете больше внимания проблемному поведению вашего ребенка, вам придется поработать над сознательным проявлением внимания к положительным моментам в его поведении. В то же время вам придется помочь ему забыть то, чему вы его раньше научили, и для этого с вашей стороны потребуются усилия, терпение и последовательность.